ТРЁХПАЛЬЦЕВАЯ ТЕХНИКА ИГРЫ НА БАС ГИТАРЕ
Игра тремя пальцами на бас-гитаре и сегодня воспринимается как нечто экзотическое.
Немногие решаются начать разрабатывать безымянный палец, который прежде не был
задействован в игре, вследствие чего иногда он оказывается совсем
"зажатым". В основном трехпальцевая техника используется для
скоростной игры; впрочем, многие известные бас-гитаристы
проделывают и двумя пальцами невероятные вещи. Конечно, трехпальцевая техника
вряд ли понадобится при быстрой игре одной и той же ноты (для этого достаточно
медиатора), однако при игре сложных пассажей, ладовых гамм и арпеджио
использование трехпальцевой техники представляется наиболее рациональным.
Наиболее ярким
представителем этой техники считается Билли Шихэн (Billy Sheehan), заслуживший много
наград, и признаваемый многими музыкальными журналами в течение долгих лет
лучшим роковым бас-гитаристом. Его бас можно услышать на многих работах Дэвида Ли
Рота, групп Mr. BIG и Talas.
В своих видеошколах Билли доходчиво демонстрирует все
достоинства трехпальцевой техники, а также упражнения, с помощью которых можно
достичь столь скоростной игры, как у него самого.
В этой статье рассмотрены нюансы
перехода с двупальцевой на трепальцевую
технику (рассмотрено на собственном примере). Много информации взято из уроков
Б. Шихэна, из его видеошкол, а также
немногочисленных интернет-публикаций. Впрочем, за
стремлением к невероятной скорости и виртуозным пассажам не стоит забывать –
это всего лишь техника игры.
Прежде всего, как сказано до
этого, бас-гитарист сталкивается с тем, что вообще на безымянном пальце хорошо
развита только средняя фаланга, не в пример указательному и среднему, на которых одинаково развиты все фаланги. Чтобы справиться с
этим недостатком, или хотя бы задвинуть его на второй план, полезно посидеть и
поиграть сначала одним безымянным пальцем, потом безымянным и указательным,
безымянным и средним, потом по разным струнам… одним словом, пробовать разные
варианты в позиционировании правой руки. Основной конфликт связан с разработкой
связок среднего и безымянного пальцев, поэтому, когда едете в транспорте и
читаете книгу, разрабатывайте правую руку; забудьте, что нет струн, просто
найдите опору для большого пальца и разрабатывайте вышеприведенные
упражнения.
Только начиная играть тремя
пальцами, стоит обратить внимание на такой существенный момент, как атака.
Здесь правит закон: чем больше скорость – тем слабее атака. Обратите внимание
на многочисленные соло Шихэна: он играет на датчике пресижн, который смягчает звук, не в пример чеканящему синглу, да и играет он
через многие дисторшны, которые еще больше сглаживают
сигнал. Тем самым, на скоростных фразах слышно равномерное устойчивое жужжание.
Представьте, что было бы, дай Шихэну в руки джаз бас
без всяких примочек. Уверяю, выявилось бы очень много разных ошибок в игре,
однако не стоит забывать – со скоростью Шихэна играть
без ошибок способен только Всевышний.
Но, несмотря ни на что, атака все
равно должна быть: упадочное шуршание никто не услышит. Для этого я
рекомендую играть в медленном темпе гаммы стаккато. Этот прием я взял из теории
классической гитары – там для повышения равномерности и скорости игры
используется именно стаккато. Прием не сложный – вы дергаете струну и, сразу
после того, как зазвучала нота, глушите струну следующим пальцем, который так
же атакует струну, а идущий за ним палец опять ее глушит.
Стоит также учесть ответственность
левой руки – пальцы надо заставить бегать синхронно с правой рукой, иначе,
понятное дело, получится одна каша. Как сказано выше, трехпальцевая техника –
техника быстрой игры, играть тремя пальцами музыку, построенную на одних
восьмых, просто нецелесообразно. Для разработки беглости пальцев левой руки
стоит заняться игрой гамм, а точнее их частей. Например, взявшись играть ми
минорную гамму, не стоит начинать с открытой четвертой струны, и так до самого
конца грифа. Работайте над участками гаммы, например, от си VII лада 4-ой
струны вверх до ми XI лада 1-ой струны. Причем, не стоит упрощать жизнь левой
руки игрой просто проходящей гаммы как таковой, играйте для начала по три ноты поступенно, то есть си, до, ре; до, ре, ми; и так далее.
Потом, достигнув быстроты с этим упражнением, берите по четыре ноты, пять – это
очень помогает заставить разум мыслить не нотами, а самой мелодией. Очень важно
заставить правую руку бегать по всем струнам, а не играть тремя пальцами только
на одной струне, а потом только на другой. Четвертый палец должен привыкнуть
скакать по разным струнам, наравне с указательным и средним.
вариант 1
вариант 2
Конечно, все вышеуказанные
упражнения нужно играть в медленном темпе. Не ленитесь, достигнув определенной
быстроты в игре одного упражнения, играть новое заново
в медленном темпе. Некоторые считают, что, раз они начали играть в быстром
темпе одно упражнение, то и другое нужно сразу начинать играть в столь же
быстром темпе, а то рука может забыть набранную доселе скорость, и связки
застынут. Это, конечно, ошибочное мнение: от игры в медленном темпе упражнений,
играть медленнее вы не станете, наоборот, все это способствует разработке
скорости игры.
В этой статье я попытался
рассмотреть два основополагающих вопроса по поводу трехпальцевой техники:
"как" и "зачем". Конечно, это всего лишь краткий экскурс в
эту обширную область бас-гитарной
игры. Гораздо больше информации вы сможете найти в видеошколах
Билли Шихэна (Billy Sheehan), Натана Иста (Nathan East) и многих других
представителей трехпальцевой техники игры.
Хочу повторить, что
способ игры тремя пальцами – способ универсальный, он идеален для игры
скоростных пассажей, но бессмысленно играть им какие-нибудь спокойные
размеренные вещи – для этого вполне достаточно и двух пальцев. В заключение
скажу, что вся техника и все мастерство игры – это только фундамент. Техника –
лишь техника. Научиться играть ноты несложно. Гораздо сложнее создать из этих
нот музыку.