*** Учимся играть на басу ***

                                                                                                                                                     стр. №1

             

                                                     ТРЁХПАЛЬЦЕВАЯ ТЕХНИКА ИГРЫ НА БАС ГИТАРЕ

Игра тремя пальцами на бас-гитаре и сегодня воспринимается как нечто экзотическое. Немногие решаются начать разрабатывать безымянный палец, который прежде не был задействован в игре, вследствие чего иногда он оказывается совсем "зажатым". В основном трехпальцевая техника используется для скоростной игры; впрочем, многие известные бас-гитаристы проделывают и двумя пальцами невероятные вещи. Конечно, трехпальцевая техника вряд ли понадобится при быстрой игре одной и той же ноты (для этого достаточно медиатора), однако при игре сложных пассажей, ладовых гамм и арпеджио использование трехпальцевой техники представляется наиболее рациональным.

Наиболее ярким представителем этой техники считается Билли Шихэн (Billy Sheehan), заслуживший много наград, и признаваемый многими музыкальными журналами в течение долгих лет лучшим роковым бас-гитаристом. Его бас можно услышать на многих работах Дэвида Ли Рота, групп Mr. BIG и Talas. В своих видеошколах Билли доходчиво демонстрирует все достоинства трехпальцевой техники, а также упражнения, с помощью которых можно достичь столь скоростной игры, как у него самого.

В этой статье рассмотрены нюансы перехода с двупальцевой на трепальцевую технику (рассмотрено на собственном примере). Много информации взято из уроков Б. Шихэна, из его видеошкол, а также немногочисленных интернет-публикаций. Впрочем, за стремлением к невероятной скорости и виртуозным пассажам не стоит забывать – это всего лишь техника игры.

Прежде всего, как сказано до этого, бас-гитарист сталкивается с тем, что вообще на безымянном пальце хорошо развита только средняя фаланга, не в пример указательному и среднему, на которых одинаково развиты все фаланги. Чтобы справиться с этим недостатком, или хотя бы задвинуть его на второй план, полезно посидеть и поиграть сначала одним безымянным пальцем, потом безымянным и указательным, безымянным и средним, потом по разным струнам… одним словом, пробовать разные варианты в позиционировании правой руки. Основной конфликт связан с разработкой связок среднего и безымянного пальцев, поэтому, когда едете в транспорте и читаете книгу, разрабатывайте правую руку; забудьте, что нет струн, просто найдите опору для  большого пальца и разрабатывайте вышеприведенные упражнения.

Только начиная играть тремя пальцами, стоит обратить внимание на такой существенный момент, как атака. Здесь правит закон: чем больше скорость – тем слабее атака. Обратите внимание на многочисленные соло Шихэна: он играет на датчике пресижн, который смягчает звук, не в пример чеканящему синглу, да и играет он через многие дисторшны, которые еще больше сглаживают сигнал. Тем самым, на скоростных фразах слышно равномерное устойчивое жужжание. Представьте, что было бы, дай Шихэну в руки джаз бас без всяких примочек. Уверяю, выявилось бы очень много разных ошибок в игре, однако не стоит забывать – со скоростью Шихэна играть без ошибок способен только Всевышний.

Но, несмотря ни на что, атака все равно должна быть: упадочное шуршание никто не услышит.  Для этого я рекомендую играть в медленном темпе гаммы стаккато. Этот прием я взял из теории классической гитары – там для повышения равномерности и скорости игры используется именно стаккато. Прием не сложный – вы дергаете струну и, сразу после того, как зазвучала нота, глушите струну следующим пальцем, который так же атакует струну, а идущий за ним палец опять ее глушит.

Стоит также учесть ответственность левой руки – пальцы надо заставить бегать синхронно с правой рукой, иначе, понятное дело, получится одна каша. Как сказано выше, трехпальцевая техника – техника быстрой игры, играть тремя пальцами музыку, построенную на одних восьмых, просто нецелесообразно. Для разработки беглости пальцев левой руки стоит заняться игрой гамм, а точнее их частей. Например, взявшись играть ми минорную гамму, не стоит начинать с открытой четвертой струны, и так до самого конца грифа. Работайте над участками гаммы, например, от си VII лада 4-ой струны вверх до ми XI лада 1-ой струны. Причем, не стоит упрощать жизнь левой руки игрой просто проходящей гаммы как таковой, играйте для начала по три ноты поступенно, то есть си, до, ре; до, ре, ми; и так далее. Потом, достигнув быстроты с этим упражнением, берите по четыре ноты, пять – это очень помогает заставить разум мыслить не нотами, а самой мелодией. Очень важно заставить правую руку бегать по всем струнам, а не играть тремя пальцами только на одной струне, а потом только на другой. Четвертый палец должен привыкнуть скакать по разным струнам, наравне с указательным и средним.

вариант 1


вариант 2

Конечно, все вышеуказанные упражнения нужно играть в медленном темпе. Не ленитесь, достигнув определенной быстроты в игре одного упражнения, играть новое заново в медленном темпе. Некоторые считают, что, раз они начали играть в быстром темпе одно упражнение, то и другое нужно сразу начинать играть в столь же быстром темпе, а то рука может забыть набранную доселе скорость, и связки застынут. Это, конечно, ошибочное мнение: от игры в медленном темпе упражнений, играть медленнее вы не станете, наоборот, все это способствует разработке скорости игры.

В этой статье я попытался рассмотреть два основополагающих вопроса по поводу трехпальцевой техники: "как" и "зачем". Конечно, это всего лишь краткий экскурс в эту обширную область бас-гитарной игры. Гораздо больше информации вы сможете найти в видеошколах Билли Шихэна (Billy Sheehan), Натана Иста (Nathan East) и многих других представителей трехпальцевой техники игры.

Хочу повторить, что способ игры тремя пальцами – способ универсальный, он идеален для игры скоростных пассажей, но бессмысленно играть им какие-нибудь спокойные размеренные вещи – для этого вполне достаточно и двух пальцев. В заключение скажу, что вся техника и все мастерство игры – это только фундамент. Техника – лишь техника. Научиться играть ноты несложно. Гораздо сложнее создать из этих нот музыку.

 

 

Дальше >>>
Сайт создан в системе uCoz